Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростков

Купить за 600 руб.
Страниц
102
Размер файла
114.82 КБ
Просмотров
8
Покупок
0
Актуальность. Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к

Введение

Актуальность. Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе.

Актуальность избранной проблемы в научном аспекте определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения с подростками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории, неотъемлемой частью которой является математика, к знанию как таковому, культуре. Практическая актуальность выпускной квалификационной работы кроется в необходимости разработке учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, позволяющих осуществить педагогическую поддержку в становлении и коррекции ценностных ориентаций подростка, в усилении адекватного взаимоотношения между жизненными целями и средствами их воплощения. Таким образом, вышеуказанное определяет целостное, интегративное значение рассматриваемой темы для педагогики, психологии, теории и методики обучения математики, педагогической практики в целом.

В результате изучения теоретического материала и собственного исследования были выделены следующие противоречия:

-между необходимостью развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе и отсутствием теоретического, технологического и методического оснащения этого процесса.

-между необходимостью адресной поддержки становлению мировоззрения подростка и существующими в массовой школе авторитарными технологиями воспитания.

Необходимость преодоления обозначенных противоречий определяет проблему настоящего исследования.

Тема исследования: "Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе".

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы изучить процесс становления ценностных ориентаций подростков в внеурочной воспитательной работе.

Объектом исследования в нашей выпускной квалификационной работе являются ценностные ориентации старших подростков.

Предмет исследования: особенности развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе.

Гипотеза развитие ценностных ориентаций подростков будет более успешным, если:

-во внеурочной воспитательной работе учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности подростков.

-содержание воспитательной работы будет ориентировано на развитие субъектности, на переход от воспитания к самовоспитанию, на повышение адекватности терминальных и инструментальных ценностей;

-разработана и внедрена система классных часов "Гуманистические ценности в моем внутреннем мире", обеспечивающая осознание учащимися собственных ценностных ориентаций, направленная на их саморазвитие;

-создан и внедрен кружок по истории математики "История математики в лицах", способствующий осознанию учащимися мировоззренческих и гуманитарно-прикладных аспектов математики.

Исходя из цели и гипотезы нашей работы, были выделены основные задачи исследования:

1) Изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по аксиологической проблематике.

2) Рассмотрение специфики подросткового возраста в контексте темы выпускной квалификационной работы, его роли в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций личности.

3) Анализ роли общения в формировании ценностных ориентаций личности, определение особенностей педагогического общения в процессе школьного обучения и воспитания, необходимой для построения целостной аксиологически насыщенной картины мира, роли внешней дифференциации в обучении.

4) Осознание аксиологического потенциала математики, его роли в становлении духовности и мировоззрения подростка.

5) Разработка системы классных часов "Гуманистические ценности в моем внутреннем мире" и внеурочных занятий по математике "История математики в лицах", ориентированных на развитие ценностных ориентаций.

6) Подбор диагностического инструментария для определения ценностных ориентаций.

7) Осуществление опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической литературе по проблеме; наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, моделирование, педагогический эксперимент. Ведущей методикой диагностики ценностных ориентаций являлась адаптированная анкета М. Рокича

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ- Лицей № 2 г. Тулы. В ней участвовало 40 учеников 8 А и 8 Б классов.

Теоретическую основу исследования составили идеи личностного, культурологического, антропологического подходов в становлении ценностных ориентаций; теория о восхождении личности к ценностям; теория гуманистического воспитания, педагогической поддержки.

Этапы исследования

Первый этап(2005-2006г.г.)- первоначальное теоретическое исследование проблемы развития ценностных ориентаций; изучение философской, социологической, педагогической и психологической литературы.

Второй этап(2006-2007 гг.) - определяется тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; разрабатываются модели организации воспитательной работы, происходит изучение ценностных ориентаций методом беседы, наблюдения, анкетирования, проводится экспериментальная проверка эффективности воспитательных мероприятий. Систематизировались, анализировались, обобщались результаты опытно- экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление ВКР.

Научная новизна

Определены условия успешного становления ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе, а именно:

-ориентация воспитательной работы на развитие субъектности школьников;

-соответствие терминальных и инструментальных ценностей;

-внедрение системы классных часов "Гуманистические ценности в моем внутреннем мире";

-реализация программы математического кружка "История математики в лицах".

Практическая значимость работы заключается в том, что:

-разработана система организации учебно-воспитательной работы с подростками, ориентированная на становление субъектности школьников, обеспечивающая становление терминальных и инструментальных ценностных ориентаций учащихся.

- создана технология организации перехода от воспитания к самовоспитанию в контексте содержания работы; обоснованы объективные критерии оценки эффективности воспитательной работы в области развития ценностной сферы подростков.

Таким образом, выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы классными руководителями и учителями математики в образовательном процессе средней школы, а также студентами педагогических вузов в период производственной практики.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростка

1.1 Психолого-педагогические аспекты становления ценностной сферы личности

Теоретические подходы к определению понятия"ценностные ориентации личности"

Педагогическая аксиология- сравнительно молодая наука. В сфере ее интересов находятся такие понятия как ценность, ценностное сознание, ценностные ориентации. Педагогическая аксиология изучает взаимовлияние ценностей и личности: присвоение и создание ценностей, их формирование в процессе педагогического процесса. В нашей работе центральной категорией должна стать категория ценностной ориентации личности, рассмотрению которой мы и посвятим первый параграф.

Впервые термин "ценностные ориентации" появился в социологии, в работах американских исследователей У. Томаса и Ф. Знамецкого как аналог философского понятия ценности, сегодня им активно пользуются педагоги, философы, психологи. Понятие "ценность" широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека).

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек осознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный смысл [48].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности[19,322]. Он говорил, что "ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности". Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному советским психологом и философом С.Л.Рубинштейном. Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

Осознавая собственно ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Ценностное отношение - это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников и подростков, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий "ценность" и "цена", разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена - это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Цена - это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта, то, что приобретается из вне. Ценность располагается в самом субъекте, не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна от закономерностей, она не уничтожима и не исчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же не заменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка не имеет другого дубля. Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена - мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности - мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения.

Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка вполне возможна и даже жизненно необходима.

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках[56,365].

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого". И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Человек в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе.

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но при таком подходе стирается субъектность, недооценивается человек как творец ценностей.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций, в выборе какую ценность предпочесть в данный момент. Чтобы разобраться с вопросом как можно классифицировать ценности перейдем к следующему пункту.

Классификации ценностей в педагогической науке

Существует множество различных взглядов на классификацию ценностей.

Б.Г. Ананьев условно разделяет ценности на ценности материальные социально-политические и духовные1. Е. Шпангер выделяет шесть шкал ценностей: правды, красоты, необходимости, власти, любви и религии. С. Швартц и В. Билски определяют ценности в следующей последовательности: готовность помочь другим, послушание, удовольствие, целеустремленность, мудрость, интеллектуальность, прочность семьи.

Э. Олдмейер выделяет две большие группы ценностей: относящиеся к "минимальному канону" и поверхностные, ситуативно обусловленные. Он исходит из того, что существует межкультурное стабильное для значительного промежутка времени ядро ценностных ориентаций, которое развилось на относительно ранней исторической ступени и определило минимальный канон стабильных ценностей. Такие "базисные" ценности служат для защиты физической жизни, охраны человеческой собственности и обеспечивают взаимное доверие2.

Р. Инглехарт, считая, что происходит постепенное, но глубокое изменение ценностей в западных национальных группах, выделяет шесть материальных, к которым относит ценности защищенности (усиление оборонной мощности страны, поддержание порядка в стране, борьба с преступностью) и ценности материального обеспечения (подъем экономики, борьба с ростом цен, стабильность экономики) и шесть пост-материальных ценностей, среди которых ценности утверждения человеческих прав и достоинства и интеллектуальные и эстетические ценности. Предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта3.

Х. Клагес различает, с одной стороны, ценности общественного долга и признания, а с другой стороны - ценности самореализации. Он отстаивает тезис, что изменение ценностей происходит в направлении отстранения от ценностей общественного долга и признания и повороте к ценностям самореализации. Ценности общественного долга и признания включают такие феномены, как дисциплина, порядок и послушание (подчинение), которые с позиций личности относятся к заданной обществом системы нормативов, в то же время как ценности самореализации, например, творческие проявления, самоутверждение, согласие, связаны с развитием и удовлетворением индивидуальных потребностей. Развивая свою типологию, Х. Клагес предлагает различать нормоцентрическую и аутоцентрическую ориентацию. В первом случае доминирует отношение к общественным нормам, а во втором отношение к собственному "Я". Изменение ценностных ориентаций по Х. Клагесу объясняется через усиление значимости ценностей, выражающих самого индивида. Экономическое развитие, с его точки зрения, - это только один из действующих факторов, к важным причинам изменений ценностных ориентаций он относит доминирующие и социокультурные тенденции. Позитивность принятия новых ценностных ориентаций необязательно требует отказа от противоположных альтернативных ценностей. По Х. Клагесу, процессы признания ценностей и отказа от них протекают независимо друг от друга, так что они могут породить совершенно различные комбинации новых ценностей.

В современном мире, по мнению Э. Олдемейера, происходят изменения между ценностями, относящимися к "минимальному канону" и поверхностными, ситуативно обусловленными. Он вычленяет направления изменения ценностей, базирующиеся на чувстве уважения и благоговения перед авторитетом и силой.

Таким образом, Э. Олдемейером определяются четыре направления, в которых функционируют ценности:

- ценности в области межличностных отношений;

- ценности в области отношения "человек-природа";

- ценности, направленные на собственное "я";

-ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и С. Шварц4. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. С. Шварц исходил из принципа, что в основе различий между ценностями лежит тип мотивационных целей которые они выражают. Согласно теории С. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Им предложена классификация универсальных базовых человеческих ценностей (их насчитывается десять типов: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность), в которой типы ценности практически интерпретированы как способы организации категорий.

Результаты последующих исследований обнаружили, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения: - открытость к изменениям, включающую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консервативизму, включающему ценности безопасности, конформности и традиций; - самовозвышение, включающее ценности власти и достижений, в противоположность самотрандесцентности, включающей универсализм и доброту.

Таким образом, для С. Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия, и строит свое отношение к миру. Ценности включают пять необходимых черт: а) они всегда есть представления или верования; б) знания о состояниях, которых желательно достичь; в) следы специфических ситуаций; г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения; д) имеют некоторую степень важности. Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы ("знания", "представления"), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания ("возможность селекции каких-то событий").

По М. Рокичу, ценность (value) - устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или целью-состоянием. Для М. Рокича важнейшим процессом, регулирующим целостность понятия "я" и направляющим поведение, являются ценности. Именно они детерминируют представление об объекте или ситуации как истинном или ложном, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие, так и обуславливают поведение человека в целом.

Концепция человеческих ценностей М. Рокича включает в себя следующие постулаты:

- общее число ценностей невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный "вес";

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М. Рокичем предложены две оси измерения ценностей: компетентность - мораль; личное - социальное5.

Э. Дисл, Р. Райан определяют пятнадцать жизненных целей-ценностей: свобода, открытость и демократия в обществе; безопасность и защищенность; служение людям; власть и влияние; известность; автономность; материальный успех; богатство духовной культуры; личностный рост; здоровье; привязанность и любовь; привлекательность; чувство удовольствия; межличностные контакты и общение; богатая духовно-религиозная жизнь.

МакГвайром предложено понятие "ценностное поле" личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека.

С.С. Бубнова выделяет полиструктурные ценностные ориентации личности: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье6.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо

включить в содержание образования. Например: В.А. Караковский7 выделяет следующие:

1. земля,

2. Отечество,

3. семья,

4. труд,

5. знание,

6. культура,

7. мир,

8. человек

И.Я.Лернер-

1. познание

2. здоровье

3. истина

4. социальная справедливость

5. честь и достоинство

6. свобода и право выбора

7. природа и культура родного края

Таким образом, ценности в трудах этих педагогов выделены по принципу сфер жизни школьника.

Ценности рассматриваются нами в возрастном аспекте. Рассмотренное в этом параграфе всеобщее нуждается в психологической конкретизации, которой мы посветим следующий параграф.

Выводы:

1. Ценностные ориентации- сложные личностные образовании, проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.

2. В ценностных ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.

3. Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды и субъектности человека.

Ценностные ориентации могут быть разделены на систему ценностей

- в области межличностных отношений;

- области отношения "человек-природа";

- направленных на собственное "я";

- направленных на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

Оглавление

- Введение

- Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростков 1.1 Психолого-педагогические аспекты становления ценностных ориентаций личности

- Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

- Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

- Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы личности Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа

- Констатирующий этап

- Формирующий этап

- Контрольный этап Заключение

- Библиография

- Приложения

Заключение

1. Ценностные ориентации- сложные личностные образовании, проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.

2. В ценностных ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.

3. Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды и субъектности человека.

Ценностные ориентации могут быть разделены на систему ценностей

- в области межличностных отношений;

- области отношения "человек-природа";

- направленных на собственное "я";

- направленных на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

1.2 Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций

Список литературы

1. Rokeach М. The nature оf human values. N. Y., 1973.

2. Аза Л.А., Поддубный В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев, 1978.

3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

5. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективная модификация метода репертуарных решеток // Вестн. МГУ. Сер 14. Психология. 1998. № 1.

6. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек - мир" // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.

7. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.

8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.

9. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

10. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

13. В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003.

14. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. СПб., 1993.

15. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

16. Воликова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) .

17. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.

18. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. Т. 4.

19. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.

20. Горбатков А.А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.

21. Залесский Г.Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.

22. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь)

23. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.

24. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975.

25. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С.Мухиной. М., Мысль 1989.

26. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2

27. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6

28. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

29. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984

30. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Прогресс, 1984.

31. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.

32. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

33. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.

34. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994

35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997.

36. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: Сфера, 1999.

37. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.

38. Лучшие педагогические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Петрозаводск, 1992.

39. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

40. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

41. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990

42. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.

43. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май).

44. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969.

45. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 - №6

46. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

47. Психология современного подростка / Под ред. Д.И, Фельдштейна.-М.: Педагогика, 1998

48. Райгородский Д.А. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.- Самара: Издательский Дом "Бахрах -М", 2001.

49. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 579

51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976.

52. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. М., 1987.

53. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

54. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001

55. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000.

56. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности // Magister. 1995. № 2.

57. Федотенко И. Л. Роль профессионального идеала в развитии гуманистических ценностных ориентаций уч-ся пед.классов //Теория и вариативные технол.гуманистического обучения и воспитания: Тез.докл.Рос.науч.-метод.конф.-Рязань,1998.

58. Федотенко И. Л. Становление профессионально- ценностных ориентаций студентов в процессе педагогической подготовки в вузе.- Тула,1998.-235 с.

59. Федотенко И.Л. Использование идей Л.Н.Толстого для развития гуманистических ценностных ориентаций студентов.-1998 //XXIY Межд. Толстовские чтения:Материалы пленар.заседаний науч.сессии.-Тула, 1998.-С.264-266.

60. Федотенко И.Л. Приоритетность диалогового подхода в университетском пед.образовании //Динамика пед.образ.: от ин-та к ун-ту: Тез.докл.межд.научно-практ.конф.-Тула,1998.-С.56-70.

61. Федотенко И.Л. Проблемы социальной профессионально-личностной адаптации начинающего учителя: учеб.пособие.-Тула:ТГПУ,1998

62. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

63. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

64. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.

65. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989.

66. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. - М.: КСП+, 1997.

67. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

68. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982.

69. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 34-45.

70. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

71. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

72. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Приложение

Система классных часов "Гуманистические ценности в моем внутреннем мире"

1. Введение.

Занятие № 1. Знаете ли вы себя?

Задачи: организация деятельности, направленной на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа внутренней свободы.

1. Упр. "Самопрезентация".

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.

2. "Устойчивость интересов".

За 3 мин. учащиеся пишут как можно больше слов, относящихся к любимому занятию. Большое количество слов указывает на осознанность выбора занятия.

3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.

Правила поведения на занятиях.

1). Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2). Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3). Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4). Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на

занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

5). Слушать говорящего, не перебивать.

6). Право на личное мнение есть у каждого.

7). Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.

5. Упр. "Моя линия жизни".

Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это - предпочитаемый возраст ("золотой"). Напишите - почему. В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни. А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на "линии жизни".

Указать наиболее значимые события от рождения до настоящего времени и спланировать свою жизнь. \

6. Рисование "Моя планета"

На альбомном листе изобразите большой круг - это ваша планета. Материки - основные виды вашей деятельности: учеба, общение, мечты, развлечения, интересы и т.д. Нарисуйте материки и дайте им названия видов деятельности.

Материки омываются океанами и морями. В нашей жизни ими являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение. Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение. А когда хорошее? Какими из них вы назовете океаны и моря на вашей планете.

Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достижения, умения, способности - пусть это будут острова. На островах напишите свои самые сильные умения, способности, дарования - это названия островов.

Оживим нашу планету. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это. А какие растения вокруг вас? Какие из вас затеняют, а какие излучают тепло и свет? Поверните ваши листочки веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в группу. Потянитесь, откройте глаза. А теперь заселим и оживим нашу "планету". Нарисуйте растение, которое вы представляли, там, где ему более всего удобно, комфортно, где бы оно чувствовало себя обласканным и озаренным светом.

В вашей жизни есть люди, которые вам нравятся, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это " спутники" вашей жизни. Напишите их имена на спутниках, которые изобразите вокруг планеты.

Ваша планета живет! Она дышит, действует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не была бы вполне успешной. Нарисуйте звездочки и на них напишите свои качества вокруг вашей планеты, оставив и озарив ее.

Изобразить: материки - основные виды деятельности;

океаны, моря - чувства которые чаще испытывают;

острова - достоинства, умения, способности.

спутники - люди, которые нравятся

звездочки - свои качества личности.\

Приложение №1,4.

7. Рефлексия

- Что нового узнали о себе?

- Что понравилось больше, что меньше?

Домашнее задание: составить коллаж " Я и мой мир".

II. Изучение личностных особенностей

Занятие № 2. Трудно быть собой.

Задача: Создание условий для формирования положительного самоотношения личности.

1. Упр. "Зато"

По кругу учащиеся продолжают предложенную фразу.

- Я устала, зато…

- Я небольшого роста, зато…

- Я иногда несдержан, зато…

- Я ленива, зато…

-Я застенчива, зато…

-Я криклив, зато…

- Я молчалив, зато…

- Я слишком уступчива, зато…

- Я не умею печь пироги, зато…

- Я зануда, зато…

- Я школьник, зато…

- Я написал контрольную работу на "2", зато…

- У меня нет домашнего телефона, зато…

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

- Я слишком часто фантазирую, зато…

- Я не очень хорошо пою, зато…

- Я иногда слишком много ворчу, зато…

- Я несколько легкомысленна, зато…

- Меня легко рассмешить, зато…

- Я бываю капризна, зато…

2. Тест "Как у тебя с самооценкой".

Проведение диагностики и обработка результатов.

Укажите, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто - 4 балла

часто - 3 балла

иногда - 2 балла

редко -1 балла

никогда - 0 баллов.

1). Я часто волнуюсь понапрасну.

2). Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3). Я боюсь выглядеть глупцом.

4). Я беспокоюсь за свое будущее.

5). Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6). Как жаль, что многие не понимают меня.

7). Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми.

8). Люди ждут от меня очень много.

9). Чувствую себя скованым.

10). Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11). Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

12). Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13). Я не чувствую себя в безопасности.

14). Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15). Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка. Подсчитайте баллы.

Меньше 10 баллов - тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь;

- от 10 до 30 баллов - ты психологически зрелая личность, что проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

Больше 30 баллов - ты недооцениваешь себя.

3. Беседа "Как развить уверенность в себе".

Каждый делится своим жизненным опытом, а психолог дополняет и обобщает сказанное.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков. Термин "самооценка" подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Низкая самооценка - свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Адекватная самооценка - человек реально оценивает себя, видит свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Высокая самооценка - человек верит в себя, чувствует себя на "коне", но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требует отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Как же обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. (Мнения выписываются на доске и дополняются ведущим).

-Улучшить внешность (прическа, макияж, следить за фигурой).

-Заниматься самообразованием, развитием своих талантов.

-Достигаем успеха в каком-то деле.

-Обесцениваем других людей.

-Выигрываем конкурсы, соревнования.

-Помогаем другим людям (похвала).

-Украшаем свой уголок плакатами с надписями: "Ты лучший!"…

-"Нарываемся" на комплимент.

-Не ставим глобальных целей.

-Имеем хобби, как способ выделиться из толпы.

-Усилием воли стараемся себя перебороть.

-Сделать что-то на грани возможного.

Правила поднятия самооценки.

1).Утром приложи максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить по своему отражению в нем, все ли в порядке.

2). Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

3). Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно "выдавать" фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.

4). Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы окажетесь одинокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.

5). Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может для этого человека это единственный способ побороть смущение. И главное - не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.

6). Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел, кто не помог, когда вы в этом нуждались. Простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.

7). Избегайте ситуации, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.

Вывод. Человек способен к различным вариантам самонастроя, он может настраиваться как на успех, так и на неудачу. Оптимист настраивается только на то, что ему полезно, на то, что ему необходимо, на то, что приведет его к желаемому жизненному успеху.

4. Упр. "Комплимент".

Поставьте два стула в центре круга друг напротив друга. Желающий участник занимает один из двух стульев, все остальные по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый участник должен занять место слушателя.

5. Упр. "Хвастовство"

По кругу каждый по очереди говорит: " Я лучше всего знаю (умею) …", до тех пор, пока не останется самый большой хвастунишка.

6. Рефлексия.

- Поделимся своими ощущениями, переживаниями.

- Что вы почерпнули для себя?

Занятие № 3. Не доводи меня до совершенства.

Задача: Создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности.

1. Упр. " Я - индивидуальность".

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.

2. Анкета "Мои представления".

По предложенному списку качеств личности отметить качества, которые не нравятся в людях; качества, которые характеризуют личность (идеал); качества, характерные для себя и для будущей профессии.

список качеств

человек, который меня раздражает

человек, в котором я вижу идеал

мои качества личности

качества для профессии (название)

Список качеств: агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, веселый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, независимый, умеющий слушать, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

Приложение №1.

3. Беседа

Классификация качеств личности. Пути воспитания сильной воли. Классификация людей по отношению к себе, своим способностям и возможностям. Что в них положительного и отрицательного.

Жизнь "чеканит", отливает характер человека, характер откладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека.

Группы черт характера.

1). Отношение человека к другим людям, к коллективу, обществу: общительность, чуткость, бездушие, грубость и т. д.

2). Отношение человека к труду; своему делу: трудолюбие, инициативность, лень…

3). Отношение человека к самому себе: скромность, тщеславие, самокритичность…

4). Отношение человека к вещам: аккуратность, бережливость…

Насчитывается 15000 черт характера. Черты характера можно классифицировать на:

- интеллектуальные ( сообразительность, наблюдательность..);

- эмоциональные ( возбудимость, холодная рассудительность..);

- волевые ( решительность, целеустремленность, смелость..) или умение и готовность сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей.

Характер проявляется в действиях, поступках. В каждом действии есть цель и мотив. Может быть цель одна, а мотивов много. "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу" (восточная пословица). Важны положительные привычки, которые держаться на повторении, а так же должна быть потребность в них.

Составьте свой список привычек положительных (мотив "надо" - долга, необходимости) и отрицательных (мотив "хочу" - легкости, приятности). Проанализируйте списки привычек.

Чтобы владеть своим поведением, надо развивать волю, то есть способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Следует различать волю и упрямство. Упрямство - это желание настоять на своем, которое носит болезненный характер и становится более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Упрямство - это отрицательное качество, выраженное в нецелесообразной настойчивости.

4. Упр. "Качества личности".

Записать качества личности при уверенном и неуверенном поведении. Обсуждение.

5. Игра "Торг".

Напишите 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества - положительные и отрицательные. Они не должны описывать внешность, не должны отражать социальное положение, успехи. Список должен быть такой, что глядя на него, вы могли бы сказать: "Да, это я, я - такой".

Перепишите каждое из 10 качеств на отдельные таблички и прикрепите их к одежде. Посмотрите на качества у одноклассников. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось иметь? Качества можно менять только одно на одно - просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других, "сбывайте" свои!

Закончите обмен, сядьте. Что за человек получился из вас! Точно ли вам хочется быть именно таким? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, что просили другие? Может что-то вам хочется вернуть из своих качеств? Сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться - задумайтесь об этом еще раз. Продолжите обмен.

Найдите среди своих качеств то, которое никак не удавалось "продать", и подумайте над его рекламной кампанией. Что такого хорошего есть в этом "отрицательном" качестве? Кому оно может пригодиться? Чтобы выменять у человека его "хорошее" качество, подумайте, чем оно может мешать ему в его жизни…Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании!

6. Рефлексия

- Как работалось вместе?

- Какие трудности возникли во время работы?

- Что запомнилось?

Занятие № 4. Ключи в мой внутренний мир.

Задача: Активизация процесса самопознания Отработка приемов уверенного поведения.

Упр. 1."Демонстрация естественной реакции"

Учащиеся дают быстрый ответ на предложенную ситуацию. Каждый участник демонстрирует свою реакцию.

- Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду учащегося. Вы говорите…

- Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы:...

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним:…

2. Тест. "Темперамент".

Проведение диагностики и обработка результатов.

Участники определяют свое согласие или несогласие к поставленным вопросам.

1).Обычно вы осуществляете действие без предварительного планирования.

2). Чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин.

3). Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.

4). Подвержены ли вы колебаниям настроений без видимых причин.

5). При завязывании новых знакомств вы первым проявляете инициативу.

6). Часто ли вы бываете в плохом настроении?

7). Склонны ли, действовать быстро и решительно?

8). Бывает ли так, что вы пытаетесь над чем-либо сосредоточиться, но не можете?

9). Вы пылкий человек?

10). Бывает ли так, что при беседе с другим человеком вы присутствуете только физически, а мысленно отсутствуете?

11). Чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.

12). Бывает ли так, что временами вы полны энергии, А порой, наоборот, очень пассивны?

Обработка результатов.

Начертите оси координат Х и У. Подсчитайте сумму ответов - согласий (+) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси "Х". Подсчитайте сумму ответов - несогласий (-) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси "Х". Подсчитайте сумму ответов - согласий (+) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси "У". Подсчитайте сумму ответов - несогласий (-) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси "У".Через отложенные точки на осях Х и У проведите перпендикуляры. В получившемся прямоугольнике определите четырехугольник с большей площадью. Он и будет характеризовать тип темперамента, преобладающего в нестандартной критической ситуации.

3. Беседа "Типы и признаки темперамента".

Темперамент - это совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Типы темперамента.

1). Холерик - безудержный, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.

2). Сангвиник - живой, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.

3). Флегматик - спокойный, процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные.

4). Меланхолик - слабый, процессы возбуждения и торможения сильные, неуравновешенные, малоподвижные.

Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

Классификация профессий по признаку профпригодности:

1) абсолютная - профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора (1 группа );

2) относительная - данными специальностями может овладеть практически любой человек (2 группа).

При выборе профессии надо учитывать тип темперамента. Сангвинику необходима разнообразная работа, где он постоянно получает новые задания. Для сангвиника требуется частое и интересное общение и организация деятельности других людей. Холерику интересна цикличная работа, где чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности. Для флегматика сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудностей. Меланхолику требуются тонкие ручные умения. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

В чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темпераментов, однако какой-то один из этих типов доминирует. Темперамент как врожденное свойство мало изменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент человека. Нет плохих и хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

4. Упр. "Определи темперамент".

По предложенному тексту, учащиеся определяют: для какого типа темперамента характерны те или другие действия в определенной ситуации. В качестве иллюстрации к различным типам темперамента рассмотрим следующую ситуацию. "Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Первый опоздавший: пытается, во что бы то ни стало прорваться на совещание. Его искренне возмущает поведение секретаря - референта руководителя, не позволяющего войти в кабинет. С упорством работник эмоционально объясняет, почему же ему так нужно попасть на совещание (холерик). Второй опоздавший, одарив очаровательной улыбкой секретаря, пытается непринужденно проследовать в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставляет его попытаться зайти еще раз, а затем повернуться и без возражений покинуть приемную, подумав: "Не получилось, ну и бог с ним. Зайду на перерыве" (сангвиник). Третий опоздавший, столкнувшись с проблемой, сильно расстраиваться не стал, неторопливо и спокойно вернулся к прерванным делам и продолжил их скрупулезно выполнять (флегматик). Четвертый опоздавший стал очень переживать по поводу своего опоздания и предпринял слабые попытки попасть на совещание ("попытки", потому, что он должен быть на совещании, а "слабые" потому что, появившись на совещании, ему придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он стал переживать о возможных последствиях своего опоздания (меланхолик)". Прослушав четыре ситуации, участники определяют типы темперамента.

5. Игры в командах.

а) Одна команда называет героев сказок, мультфильмов, а вторая - определяет тип темперамента героя. Затем меняются ролями.

б) На каждый тип темперамента написать как можно больше профессий, ярко выраженных для данного типа.

6. Рефлексия.

- Какие мысли и чувства возникли после занятия?

- Что нового узнали о себе и о других.

Занятие №5. Точки пересечения.

Задача: Создание условий для установления взаимопонимания.

Обучение умению давать инструкции и говорить для других.

1. Упр. "Стыковка".

Работа в четверках. Два человека садятся друг напротив друга на стулья, упираясь коленями в сидящего напротив. Остальные два человека занимают места за сидящими и начинают управлять указательными пальцами партнеров, не касаясь их, чтобы пальцы сидящих соединились. При этом у сидящих участников глаза закрыты

Один человек управляет действиями другого с помощью словесных команд, не прикасаясь, не направляя непосредственно его движения.

2. Объясни инструкцию.

Добровольцу предлагают, никому не показывая изображение, описать его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину и воспроизвести ее на своем листе бумаги.

1 этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать геометрическую композицию. Он может отвечать на вопросы и помогать себе при объяснении жестами. Изображения слушателей сравниваются с оригиналом.

- Какие трудности возникли?

- Какие приемы использовал рассказчик для облегчения задачи слушателей?

- Сильные и слабые стороны выбранной стратегии изложения.

2 этап. То же, но нельзя использовать жесты.

3 этап. Рассказчик сидит спиной к группе.

3. Беседа "Текст для себя", "Текст для другого".

Мы пытаемся передать все слушателям и с отчаянием наблюдаем за постепенным изменением лиц собеседников. Да они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов. Причина: умение говорить не для себя, а для другого.

"Текст для себя" (не эгоцентрическая речь)- рассказ, выстроенный в собственной логике, по законам субъективной психической жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации: на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или передан фрагментарно. В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение описываемой ситуации может быть сильно искажено.

"Текст для другого" - рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения образов и личные особенности данного человека. Рассказ, позволяющий не просто услышать, а мысленно прожить описываемую ситуацию. Это позволяет передавать собеседнику сложную информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения.

4. Упр. "Остров сокровищ".

Работа в парах, спина к спине, сидя на стульях. У каждого участника лист бумаги А 4 и карандаш.

Один участник делает набросок острова сокровищ и одновременно рассказывает партнеру, что тот должен нарисовать на своем месте, чтобы получить как можно более точную копию карту острова. Партнеры не видят планы друг друга, но могут разговаривать.

Обсуждение.

-На чем партнер концентрировал свое внимание: на рисовании своего плана или передаче информации партнеру?

-Какие приемы использовал для того, чтобы помочь партнеру в решении его задачи?

5. Игра - рисование. "Картина путешествий".

В группах по 4 человека создается коллективное произведение под руководством, руководителя "с помощью трех художников", которые творят с закрытыми глазами. "Руководитель" слышит, разговаривает, но не прикасается к "художникам".

6. Рефлексия.

- Оцените свои умения управлять действиями другого человека, правильно давать инструкцию.

Занятие № 6. Мысль изреченная.

Задачи: организация деятельности, направленной на осознание своих чувств и умение правильно сообщать о них при овладении техникой "Я-сообщения".

1. Упр. "Список благодарности"

Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза - и говорите "спасибо" этому миру за то, что он подарил вам.

Составить список того, за что и кому вы можете быть благодарны.

2. Упр. "Договориться или не договориться".

В таблице записать ситуации, о чем люди договариваются и последствия этого, если смогли договориться или не смогли договориться.

О чем люди договариваются

Последствия, если смогли договориться

Последствия, если не смогли договориться

3. Беседа "Ты - и "Я - высказывания".

"Я-высказывание" передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.

"Ты-замечания" неэффективны, т.к. ставят человека в позицию обвиняемого и обороняющегося; у человека возникает искушение, вместо того чтобы изменить свое поведение - возразить вам, отстоять себя и в итоге… продолжать делать то же самое. Причем порой очень настойчиво, "назло" ("ты-плохой"). Берегите себя и других: избавляйтесь от обид, уколов, обвинений.

Построение "я - высказывания":

1) объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение: - когда я вижу, что…

- когда это происходит…

2) описать свои эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации: - я чувствую…

- я огорчаюсь…

- я не знаю, как реагировать…

3) объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания:

- потому что я не люблю…

- мне бы хотелось…

4) представить как можно больше альтернативных вариантов:

- возможно, тебе стоит поступить так…

- В следующий раз сделай…

"ты-высказывание"

"я-высказывание"

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

4. Упр. "Тренируемся быть корректными".

Каждый участник пишет "ты-высказывание" на отдельных листочках, которые собираются ведущим, перемешиваются и снова раздают участникам. Попавшие высказывания переформулируют в

"Я-высказывание".

5. Упр. "Письмо другу".

Вы желаете помириться с одноклассником. С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?

6. Составление правил поведения.

Составить правила поведения в гостях , в театре в спортивном зале. Что в них общего и каковы различия.

7. Рефлексия

-Что объединяет "Я-высказывание" и правила поведения в общественных местах.

-Готовы ли Вы изменить в себе то, что мешает другим?

Занятие № 7. Проверка на гуманизм.

Задача. Создание условий для усвоения навыков эффективной коммуникации. Организация процесса обратной связи.

1. Упр. "Цвет".

Почувствовать и обозначить цветом настроение соседа цветом.

2. Упр. "Комплименты"

Каждый по очереди говорит комплимент своему соседу справа.

3. Беседа "Процесс передачи и получения обратной связи".

Обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

В процессе взаимодействия с людьми не обойтись без обмена ценностями, который проходит в диалоге, где проясняются взаимные ожидания и установки, идет анализ происходящего, принимаются решения. Одним из условий эт

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
102
Размер файла
114.82 КБ
Просмотров
299
Покупок
0
Теоретические основы становления ценностных ориентаций подростков
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram