Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Решение задач на тему: Художественный концепт как единица индивидуально-авторской концептосферы

Купить за 100 руб.
Страниц
52
Размер файла
56.53 КБ
Просмотров
14
Покупок
0
Последнее время блюдается ярко выраженный интерес к изучению художественных концептов различном литературном материале.

Введение

В последнее время наблюдается ярко выраженный интерес к изучению художественных концептов на различном литературном материале.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, необходимостью изучения художественных концептов, а с другой - недостаточной разработанностью методов выявления концептуальных смыслов в художественном тексте, а также неоднозначностью подходов к способам языковой и речевой репрезентации художественных концептов. Художественный мир писателя формируют индивидуально-авторские художественные концепты. Однако для их исследования необходимо знать, что представляет собой концепт, который стал предметом описания в трудах таких зарубежных и отечественных ученых как С.А. Аскольдов, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Л.Ю. Буянова, А. Вежбицкая, В.В. Виноградов, С.Г. Воркачев, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Т.Н. Колокольцева, Н.А. Красавский, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, А.В. Рудакова, О.Н. Селиверстова, Э. Сепир, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и многие другие.

Целью работы является выявление специфики языковой репрезентации авторских концептов Рэя Брэдбери "death" и "life".

Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

) Выявить специфику художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя;

) Выявить специфику художественного, иносказательного дискурса;

) Провести анализ концепта "death";

) Провести анализ концепта "life";

) Проанализировать особенности авторского выбора тех или иных лингвоконцептуальных средств для раскрытия данных концептов;

) Сформулировать выводы по специфики анализируемых концептов.

Объектом исследования являются индивидуально-авторские концепты Рэя Брэдбери "death" и "life".

Предмет исследования - языковые средства реализации индивидуально-авторских концептов Рэя Брэдбери "death" и "life"

Материалом для исследования послужил текст рассказа Рэя Брэдбери "The Maiden and the Death"

Научная новизна исследования заключается в том, что лингвокогнитивный подход, при котором творческая индивидуальность раскрывается в формах языковой реализации художественных концептов, впервые применен к исследованию рассказов Р. Брэдбери.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах по языкознанию, стилистике и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвокультурологии и коммуникативной лингвистике.

Для проведения исследования применялись следующие методы: компонентный, сравнительный, контекстуальный, концептуальный анализ и процедура целенаправленной выборки.

Результаты исследования были апробированы на международной студенческой конференции в ПсковГУ в апреле 2014 г., а также в тезисах, включенных в сборник "Молодежь науки", 2014г.

Оглавление

- Введение

- Художественный концепт как единица индивидуально-авторской концептосферы .1 Понятие концепта и концептосферы

- Понятие художественного текста. Особенности художественного концепта, его структура и методика описания

- Понятие художественного дискурса специфика содержания термина .4 Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования Выводы по главе

- Анализ концептов death и life в произведении Рэя Брэдбери

- 1 Концепт жизньlife

- 2 Концепт смертьdeath

- Выводы по главе

- Заключение

- Список литературы

- Интернет источники

Заключение

Проведенное исследование было предпринято с целью выявить специфику языковой репрезентации индивидуально-авторских концептов Рэя Брэдбери "жизнь"/"life" и "смерть/"death". В результате исследования обнаружено, что изучение художественных концептов невозможно без анализа текста как целостной системы, концептосфера в нашей работе является художественной, и было целесообразно придерживаться структуры художественного концепта, которая содержит именно понятийный, ассоциативный, образный, ценностный и символический слои.

При анализе произведения нами было обнаружено, что рассказ Рэя Брэдбери является художественным дискурсом исходя из ряда определений. Процесс воздействия художественного дискурса на читателя осуществляется с помощью концептуальных и языковых средств: концептуальные средства апеллируют к смыслу, стоящему за словесными знаками и построенному на концептах в сознании читателя, языковые реализуют семантическую многоуровневость текста, актуализацию скрытых смыслов слова, создающих новое видение мира, его оценку и многоплановость.

Далее мы выявили специфику иносказательного дискурса, в котором его единицы несут двойной смысл, и что прямой смысл одновременно означает и другой смысл, который может быть понят только через первый. В иносказательном тексте также всегда содержится эксплицитное указание на наличие двойного смысла. Один или оба пласта повествования опираются на систему, заданную извне.

Мы доказали на ряде признаков, что в рассказе Рэя Брэдбери "The Maiden and the Death" присутствуют признаки аллегорической дискурсии, а именно, данный рассказ является описанием назидательного, поучающего свойства, особенно в аспекте моральный ценностей. А по степени аллегоричности данный рассказ вполне может быть отнесен к жанру литературной притчи.

Авторское мировоззрение Рэя Брэдбери характеризуется неоднозначностью интерпретации художественных концептов, в основе которых лежит одна из главных дихотомий писателя - жизнь и смерть.

Концепты Р. Брэдбери "жизнь"/"life" и "смерть/"death" взаимосвязаны. Тема одного концепта звучит в другом, как правило, получая дальнейшее развитие. Именно подобное переплетение концептов помогает лучше понять авторское восприятие жизни и мира, основанное на том, что жизнь представляет собой единое целое.

Концепт "жизнь" репрезентируется в тексте различными стилистическими и языковыми средствами: эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение. И, что самое главное, большинство этих стилистических средств индивидуально - авторские.

В данном рассказе представлена концепция жизни как бессмысленного существования, которую мы условно называем "Смерть в Жизни", и, в то же время, жизнь, полная ярких мгновений, чувств, радости, но заведомо обреченная на смерть.

У Р. Брэдбери концепт "смерть" раскрывается через многообразие олицетворений и эпитетов, связанных непосредственно с Жизнью, что доказывает индивидуально-авторское представление о мире. К тому же, как мы выяснили, концепт "смерть" в произведении Рэя Брэдбери полностью не соответствует общепринятой его дефиниции.

Концепт "смерть" (или "Жизнь в Смерти") в данном рассказе имплицируется в: 1) "молодости" (юноша с загорелым лицом, бутылочка с эликсиром, в форме фигуристой молодой женщины и так далее) и в 2) природе в цветении (описание летнего леса, цветов, насекомых, явлений природы и другое).

Индивидуально-авторский концепт характеризуется высокой степенью ассоциативности, неоднозначностью интерпретации и диалогичностью. Именно диалогичность определяет возможность интерпретации художественного текста, который в свою очередь выступает как место реализации языковой личности писателя. Языковая личность в целом и языковая личность писателя в частности включает в себя как национальные, так и индивидуальные характеристики.

В своем произведении писатель создал уникальный и самодостаточный мир, именуемый художественным.

В нашей работе нами был рассмотрен художественный мир как особый способ и форма освоения бытия, явление художественной событийности, в которой художественные образы, или концепты, формируют концептуальную картину мира писателя, характеризующуюся актуализацией и осознанием мотивов, целевых установок и интерпретаций событий по его мировоззренческим нормам.

Таким образом, в соответствии с целью работы, исследование индивидуальных концептов авторского мира помогло раскрыть самобытность художественного мира Рэя Брэдбери, где неоднозначность трактовки бытия является основой индивидуально-авторского стиля писателя.

В целом, можно добавить, что индивидуально-авторские концепты являются интересным объектом исследования, так как полностью зависят от индивидуальных особенностей восприятия мира автором, отражают его восприятие мира в целом, позволяют проникнуть в художественный мир отдельного автора.

Список литературы

1. Абушенко В.Л. Концепт. - Минск: 2001. - 615 с.

. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 2002. - 346 с.

4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. -104 с.

5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.

. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. - Тамбов: изд-во Тамбов, гос. ун-та, 2001. - 123 с.

. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: 2003. - 451 с.

. Вежбицкая А.И. Язык. Культура. Познание. Текст. - М.: Рус. слов, 1999. - 411 с.

. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: 1971. - 239 с.

. Галеева Н.Л. Параметры художественного текста и перевод. - Тверь:

ТГУ, 1999. - 520 с.

. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Л.: 1987. - 417 с.

. Гончарова Е.А. Когнитивно-коммуникативные параметры ситуации порождения, восприятия и интерпретации литературного текста. - Спб.: БурейАрт, 2007. - 304 с.

. Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М.: 1989. - 311 с.

. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т,1999. - 382 с.

. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.- Волгоград: Перемена, 2002. - 390 с.

. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М.: ИТДГК "Гнозис", 1998. - 98 с.

. Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении: Монография. - М.: 2000. - 198 с.

. Кубрякова Е.С. Концепт / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: 1996. - 436 с.

. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и картина мира. - Тамбов: 1999. - 413 с.

. Кушнарева Л.И. Притчевый код в современной англоязычной литературе (на материале англоязычных текстов и переводов): Монография. - Краснодар: Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, 2007.

. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л.: 1974. - 389 с.

. Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ. - М.: 1974. - 467 с.

23. Лихачев Д.С. Русская словесность / Д.С. Лихачев // От теории словесности к структуре текста: Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - 596 с.

. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. - М.: 1993. - 342 с.

25. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. - Л.: 1972. - 473 с.

. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: 1992. - 548 с.

. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: 1998. - 397 с.

. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 335 с.

. Немц Г.П. Интеллектуализация метаязыка науки / под ред. В.В. Зеленской. - М.: 2004. - 423 с.

. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. - 191с.

. Потебня А.А. Мысль и язык. - М.: Лабиринт, 1999. - 269 с.

. Прокофьев Н.И. Древнерусская притча. - М.: Современная Россия, 1991. - 361 с.

. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. - Воронеж: 2002. - 369 с.

34. Рыжова Т.С. Реализация концепта "Жизнь" в условиях иносказательного дискурса в рассказе Р.Д. Брэдбери "Death and the Maiden"// Проблемы когнитивной лингвистики и межкультурной коммуникации: Сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Псков, 2012. - 153-161 с.

. Серио П. Анализ дискурса во французской школе (дискурс и интердискурс) // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. - М.: 2001. - 452 с.

36. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 125 с.

. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001.

. Тарасова И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля/ И.А. Тарасова // Вестник СамГУ, 2004. - № 1 (31). 163-169 с.

39. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М.: 1998. - 361 с.

40. Тодоров Ц. Теория символа. - М.: дом интеллектуальной книги, 1998. - 421 с.

. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во ТомГУ, 1983. - 181 с.

. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: 1977.- 349 с.

. Halliday М. Current Ideas in Systemic Practice and Theory [Text]. - London: Pinter, 1991. - 520 р.

. Harris Z. Discourse analysis. - N.Y.: Language, 1952. - 494 р.

. Widdowson Н. Discourse Analysis. - London: Oxford University Press, 2007. - 133 р.

Словари

. Большая советская энциклопедия. В 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. Т. 1. - М.: 1972. - 444 с.

. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2003. - 808 с.

. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 8 т. Том 5: Искусство. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 323 с.

. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Том 1. - Спб.: Диамант, 1996. - 887 с.

. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: 1986. - 960 с.

6. Merriam Со. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. - Springfield: 2004. - 340 р.

. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. - London: 2006. - 687 р.

. Oxford Advanced Learner's Dictionary оf Current English. OUP: 1980. - 541 р.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
52
Размер файла
56.53 КБ
Просмотров
196
Покупок
0
Художественный концепт как единица индивидуально-авторской концептосферы
Купить за 100 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram